20.02.2025 21.02.2025 226
Рейтинг: 5/5 • 1 голос

Шкала SNAP-IV (Swanson, Nolan, and Pelham Rating Scale) - это инструмент, разработанный для оценки симптомов синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей и подростков. Она используется для выявления степени выраженности симптомов невнимательности, гиперактивности и импульсивности, а также для диагностики сопутствующих поведенческих расстройств, таких как оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР). Шкала заполняется родителями, учителями или другими взрослыми, которые наблюдают за поведением ребенка в различных ситуациях.

 Шкала SNAP-IV (СДВГ)
* Полученные данные не могут трактоваться как профессиональные медицинские рекомендации и предоставляются исключительно в ознакомительных целях

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) - это нейроразвивающее расстройство, которое проявляется в детском возрасте и может сохраняться во взрослой жизни. Основные симптомы СДВГ включают:

  • Невнимательность: трудности с концентрацией внимания, забывчивость, неспособность завершать задачи.

  • Гиперактивность: чрезмерная двигательная активность, неусидчивость, невозможность оставаться на месте.

  • Импульсивность: неспособность дожидаться своей очереди, склонность к необдуманным действиям.

СДВГ может негативно влиять на успеваемость ребенка в школе, его социальные взаимодействия и общее качество жизни.

Шкала SNAP-IV состоит из 18 вопросов, разделенных на две подгруппы:

  1. Невнимательность (вопросы 1–9)

  2. Гиперактивность/импульсивность (вопросы 10–18)

Каждый вопрос оценивается по шкале от 0 до 3 баллов:

  • 0 - никогда или очень редко.

  • 1 - иногда.

  • 2 - часто.

  • 3 - очень часто.

Примеры вопросов:

  1. Невнимательность:

    • С трудом сохраняет внимание во время занятий, легко отвлекается на посторонние раздражители.

    • Теряет или забывает принести предметы, необходимые для школьных занятий.

    • Обычно избегает заданий, требующих длительного сохранения внимания.

  2. Гиперактивность/импульсивность:

    • Во время уроков или развивающих занятий встает со своего места, ходит по учебной комнате.

    • Неспособен дожидаться своей очереди в играх или во время групповых занятий.

    • Вмешивается в разговоры старших или игры других детей, перебивает, мешает.

После заполнения шкалы баллы суммируются для каждой подгруппы. Результаты интерпретируются следующим образом:

1. Невнимательность (вопросы 1–9):

  • < 13/27: Симптомы не имеют клинического значения.

  • 13–17: Легкие симптомы.

  • 18–22: Умеренные симптомы.

  • 23–27: Тяжелые симптомы.

2. Гиперактивность/импульсивность (вопросы 10–18):

  • < 13/27: Симптомы не имеют клинического значения.

  • 13–17: Легкие симптомы.

  • 18–22: Умеренные симптомы.

  • 23–27: Тяжелые симптомы.

Шкала SNAP-IV помогает:

  1. Выявить наличие и степень выраженности симптомов СДВГ.

  2. Определить, какие аспекты поведения требуют коррекции (невнимательность, гиперактивность, импульсивность или оппозиционное поведение).

  3. Оценить эффективность лечения или коррекционных мероприятий.

Шкала SNAP-IV является важным инструментом для диагностики и мониторинга симптомов СДВГ. Она позволяет не только выявить наличие расстройства, но и определить его тяжесть, что помогает в разработке индивидуального плана коррекции и лечения. Раннее выявление и своевременное вмешательство могут значительно улучшить качество жизни ребенка и помочь ему успешно адаптироваться в школе и обществе.